Многообразие терминологического прочтения, безусловно, затрудняет изучение данного феномена, но не умаляет значения данного явления в жизни группы в целом и жизни каждого ее члена в отдельности.
Формирующиеся отношения к различным сторонам действительности прежде всего заботили А. С. Макаренко, он полагал, что «именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы». Мысли А. С. Макаренко по поводу отношений и громадный практический опыт по их формированию послужили в определенном смысле опорой для основателя психологической теории отношений В. Н. Мясищева, который часто ссылался на опыт выдающегося педагога. Разработанная В. Н. Мясищевым теория отношений позволяет глубже проникнуть в суть проблемы климата коллектива. Но, поскольку теория отношений не получила должного распространения в свое время, данный подход остался не до конца разработанным. Любите путешествовать? Узнайте стоимость путевки в италию.
Введение понятия «климат» повлекло за собою отыскание природной характеристики климата: есть ли он порождение социальных отношений либо отражает чисто психологическое состояние группы людей? Одна из позиций состояла в том, что понятие «психологический климат» рассматривалось как более широкое по сравнению с понятием «социально-психологический климат». Приведем фрагмент спора ученых. «Чистые окна, ласкающая взор окраска стен... определяют хороший психологический климат, а, например, грязь и паутина — плохой. Производственная физкультура и музыка в зависимости от того, как они продуманы, могут также создать и тот и другой, к тому же в разной степени выраженный психологический климат. Перечень того, что влияет на психологический климат, который не является социальнопсихологическим, можно было бы продолжить. Все факторы, определяющие психологический климат, влияют на отдельные личности. Отдельные же личности могут резко влиять и на социально-психологический климат, который определяется межличностными отношениями. Давно известно, что в семье с хорошим психологическим климатом новый ярко-красный абажур к лампе может его резко ухудшить, вызвав нервозность. Так и в учебном коллективе многие явления, создающие тот или иной психологический климат, часто переводят его в социально-психологический, определяя спокойные, дружественные, или, наоборот, раздраженные, даже злобные межличностные отношения».