ъ
Тенденция к закостенению и шаблонизации уроков истории, к возведению «комбинированного» урока в ранг основного, связанная с этим тенденция к возрождению догматических способов преподавания, основанных на усвоении готовых истин, на почти дословном усвоении высказываний и положений, принимаемых без доказательств,— все эти симптомы не могли не вызвать тревогу советского учительства. Примерно с 1954 г., а еще шире после XX съезда КПСС в методической литературе, и в частности на страницах журнала «Преподавание истории в школе», не случайно выдвигаются, как наиболее актуальные, проблема активизации методов обучения и вопрос о типологии урока истории.
Заслугой П. С. Лейбенгруба является его выступление в 1954 г. против закостеневшей схемы урока истории и шаблона в его построении. В статье «К вопросу о типах уроков истории в VIII—X классах средней школы» П. С. Лейбенгруб правильно отмечает, что «подобный шаблон затрудняет осуществление ответственных образовательно-воспитательных задач, стоящих перед преподавателями истории, мешает в ряде случаев применить разнообразные методы и приемы преподавания, снижает интерес учащихся к уроку и к предмету в целом» и что «одним из эффективных средств преодоления шаблона в преподавании является умелое использование разнообразных типов уроков». Автор статьи сделал попытку педагогически обосновать предложенную им классификацию типов уроков истории. В основу ее положена характеристика последовательных звеньев процесса обучения.
Создали авторский проект? Структура патента на изобретение поможет получить все необходимые на него права.
Нельзя не признать такой подход методологически правильным. К сожалению, автор не выдерживает его до конца. Характеризуя целостный процесс обучения, автор статьи опускает его существенные звенья: подготовку учащихся к восприятию нового материала, анализ изложенного, выработку умений и навыков, применение знаний.
В итоге, классификация уроков истории, предложенная П. С. Лейбенгрубом, совпадает з основном с классификацией В. Г. Карцова и предусматривает те же четыре типа уроков истории: 1) комбинированный урок, содержащий все звенья процесса обучения; 2) урок, целиком или почти целиком посвященный изучению новой темы; 3) повторительно-обобщающий урок и 4) урок проверки и учета знаний.